УТВЕРЖДАЮ
Директор ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»
______________________
Бостанджогло М.М.
«20» февраля 2014
Положение
о Всероссийских открытых краеведческих Сергиевских чтениях обучающихся,
участников туристско-краеведческого движения «ОТЕЧЕСТВО»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Всероссийские открытые краеведческие Сергиевские чтения обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «ОТЕЧЕСТВО» (далее - Чтения), проводятся во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. № 1197 «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского», в рамках Года культуры (Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры»).
Место проведения Чтений - г. Ростов Ярославской области.
Чтения проводятся ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» Министерства образования и науки Российской Федерации, Союзом краеведов России, Департаментом образования Ярославской области, государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» при поддержке Ростовского Троице-Сергиева Варницкого монастыря, администрации Ростовского муниципального района и г. Ростова.
Непосредственное проведение Чтений возлагается на Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов» г. Ростов Ярославской области.
Чтения являются практической частью программы туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО», одобренной письмом Министерства образования Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. №653/19-15 и проводятся в целях дальнейшего развития туристско-краеведческой, исследовательской работы обучающихся Российской Федерации, как многонациональной, многоэтничной. многоконфессиональной страны, а также и детей из других государств, публичного признание значительного личного вклада победителей, призеров, дипломантов, их научных руководителей в эту работу и ставят перед собой следующие задачи:
· совершенствование организации и содержания образования подрастающего поколения средствами туристско-краеведческой деятельности, которая вносит свой вклад в создание общего духовного и культурного пространства, поддержание межнациональною согласия;
· выявление и поддержка талантливых детей и молодежи в области краеведения:
· воспитание бережного отношения к природному и этнокультурному наследию родного края,
· развитие международного молодежного сотрудничества, направленного на укрепление взаимопонимания в мире, на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.
2. УЧАСТНИКИ ЧТЕНИЙ:
В Чтениях принимают участие обучающиеся в возрасте: младшая группа- до 13 лет включительно на момент Чтений (родившиеся после 08 апреля 2000г.), старшая группа - 14-18 лет.
Допускается только индивидуальное участие в Чтениях. Чтения имеют открытый характер: допускается участие в Чтениях детей из других государств.
3. Порядок проведения Чтений.
3.1 Условия, списки участников очного этапа, информация по Чтениям, результаты будут опубликованы на сайтах WWW.rostovtur.narod.ru , WWW.turcentrrf.ru .
3.2 Для участия в Чтениях принимаются работы по проблемам местной истории, культуры, природы, экономики, связанные с общероссийским материалом (для детей из других государств по материалу своей страны) или в контексте общей истории страны.
Чтения проводятся по 14 номинациям:
1. Сергий Радонежский. Русь: наследие, современность, будущее (рекомендации к темам и содержанию в приложении №1).
2. Культура и Православная Церковь. Роль Православной Церкви в становлении и укреплении русской культуры. История монастырей и храмов. Подвижники веры и святые.
3. Культура и роль традиционных конфессий в духовном воспитании гражданина и общества, в поддержании национального мира в стране. Религиозные ценности и этнокультурные традиции.
4. Мой край с древних времен до XVII в.: становление и развитие культуры. Влияние развития хозяйства, политики, социальных и торговых отношений на культуру народов, населяющих Россию.
5. Хранители времени (история сохранения культуры и исторических ценностей народов России: история музейного дела, школьные музеи, краеведческая работа с древних времен до наших дней).
6. «Отчизны верные сыны». Жизнь и деятельность выдающихся полководцев, писателей, художников, композиторов, прославивших Россию.
7. Мой край в истории и культуре России в XVII – начале XXI вв.
8. Историко-культурное наследие народов России. Становление и развитие культуры родного края: архитектура, литература, музыка, театр, живопись. История сохранения культурных и исторических ценностей России. Исчезнувшие памятники.
9. Традиции Родины. Этнокультурное развитие народов России - национальный фактор и диалог культур, как путь формирования российской гражданской нации. Народная культура, фольклор, топонимика.
10. Природное наследие России. Памятники природы родного края. Проблема их сохранения и значение в культурно-историческом прошлом края.
11. Жизненный путь моей семьи на страницах истории «большой» и «малой» Родины.
12. Разработка экскурсионного маршрута по тематике «Мой край: вчера, сегодня, завтра», «Мои земляки в летописи края», «Памятники истории и культуры моего края», «Любимые места моего края», «Моя земля в годы мировых и Отечественных войн», «Святыни Руси» (методические рекомендации на сайте WWW.rostovtur.narod.ru ). На очном туре – защита.
13. «Ростов Великий- духовный центр России. Ростов и ростовцы: вклад в культурное наследие России» (для обучающихся Ростовского муниципального района).
14. Конкурсная программа - для участников 1-12 номинации.
14.1 Фотографии, произведения живописи и графики.
14.2 Литературно- краеведческие произведения.
14.3 Видеофильмы, слайд – фильмы.
14.4 Исполнения духовной поэзии 19-21 в.в.
14.5 Исполнение авторских поэтических произведений по тематике Чтений
Каждый участник Чтений может представить не более одной работы в каждом из 5-и конкурсов. Каждая творческая работа обязательно сопровождается краткой аннотацией (объем – до 1 стр.). Все конкурсные творческие работы должны отражать собственный опыт краеведческой деятельности. (Приложение №2 -Критерии оценки творческих работ 14-й номинации «Конкурсная программа»).
3.3 В зависимости от количества участников формируются секции: номинации могут быть объединены, или, наоборот, на основе одной номинации может быть несколько секций.
Документация Чтений включает:
3.3.1 Исследовательские работы Чтений - должны быть оформлены в соответствии с Приложением №3 «Требования к оформлению краеведческих исследовательских работ Чтений». Высылаются по электронной почте rostov700@inbox.ru или rostov700@list.ru срок с 20 февраля до 16 марта (включительно) 2014 года, работа считается принятой после получения подтверждения- личного регистрационного № работы (во всех дальнейших вопросах к оргкомитету, в заявке на очный этап указывать этот №, на очном этапе рекомендуется иметь личные бейджики с этим же №).
3.3.2 Заявка от образовательного учреждения - для участия в очном туре Чтений (Приложение №4). Высылается от учреждения по электронной почте rostov700@inbox.ru или rostov700@list.ru в срок до 15 марта 2014 года.
3.4 Чтения проводится в два этапа:
3.4.1 Интернет-этап с 20 февраля до 15 марта (включительно) 2014 года (экспертная оценка исследовательских работ)- в ходе которой определяются:
а) участники очного этапа, которым по электронному адресу, с которого прислана работа, с 20 февраля до 17 марта 2014 года высылается приглашение к участию в очном этапе- финале Чтений.
б) Лауреаты заочного интернет-этапа, которым до 20 марта 2014 года высылаются наградные сертификаты на электронный адрес, с которого прислана работа.
3.4.2 Очный этап- финал Чтений- 8-11 апреля 2014 года в г.Ростове Ярославской области. Для обучающихся Ярославской области на очном предусмотрено участие в Чтениях в течении одного дня (среда 9.04).
3.5 Исследовательские работы, поступившие на заочный этап, оцениваются в соответствии с «Критериями оценки исследовательских работ» (приложение №5). На финале Чтений участники защищают учебно-исследовательские работы, представляют другие творческие работы на соответствующих секциях и конкурсах. Общая оценка работ- сумма оценок заочного и очного этапа.
3.6 На Чтения не принимаются работы в случаях, если:
- содержание представленной работы не соответствует тематике Чтений;
- оформление конкурсных материалов не соответствует требованиям Чтений;
3.7 Представленные материалы не возвращаются, оценочные протоколы и рецензии авторам не высылаются.
3.8 Лучшие работы (или тезисы работ, или фрагменты работ) участников финала Чтений по рекомендации жюри будут предложены к публикации в журналах: «Краеведческий альманах», «Юный краевед», «Вестник детско-юношеского туризма», других методических, педагогических и научных журналах.
3.9 Проект программы Чтений в приложении №6.
4. РУКОВОДСТВО ЧТЕНИЯМИ
Общее руководство подготовкой и проведением Чтений осуществляет Оргкомитет который формирует Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов» г. Ростов Ярославской области.
Оргкомитет:
- утверждает программу Чтений, состав и условия работы жюри, список победителей и призеров финала Чтений по каждой номинации;
- принимает работы, организует работу жюри;
- на сайтах информирует об итогах Чтений.
Жюри Чтений:
- оценивает материалы Чтений, поступившие на заочный тур в соответствии с требованиями.
- по среднему баллу в каждой из номинаций определяет победителя и призеров (2-е и 3-е место) Чтений, делает предложение о награждении специальными призами.
Решение жюри по каждой номинации оформляется протоколом и утверждается председателем жюри. Жюри принимает решение конфиденциально. Решение жюри пересмотру не подлежит.
Все получают сертификат участника заочного интернет-этапа Чтений.
Лауреаты заочного интернет-этапа Чтений, их руководители награждаются дипломами заочного интернет-этапа Чтений, работа может быть опубликована в на сайте оргкомитета в виртуальном «Доме дружбы» участников Чтений.
Все участники очного тура Чтений получают диплом «За участие в Чтениях» и памятный приз.
Победители (1 место) и призеры (2-е и 3-е место), их руководители в каждой номинации Чтений в каждой возрастной группе награждаются грамотами Оргкомитета и памятными призами.
Списки призеров Чтений будут опубликованы на сайтах Оргкомита конкурса.
Могут учреждаться специальные призы общественных организаций, других юридических и физических лиц (см. на сайте).
6. ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
Чтения проводятся за счет бюджетных и внебюджетных средств. Расходы, связанные с проездом до г.Ростова, Ярославской области, проживанием (есть вариант бесплатного проживания), питанием участников и руководителей, дополнительной экскурсионной программой очного этапа, осуществляются за счет средств направляющей стороны.
Приложение №1
Рекомендации к темам (содержанию) исследовательских работ в номинации «Сергий Радонежский. Русь, наследие, современность, будущее»
1. Жизнь и житие Сергия Радонежского
· Жизнеописатели Сергия Радонежского Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет и их труд
· Детство и отроческие годы Сергия Радонежского
· Близкие родственники Сергия Радонежского
· «Житие Сергия Радонежского» как исторический источник
2. “Всей Русской земли учитель и наставник”
· Сергий Радонежский – настоятель Троицкого монастыря (Троицкий монастырь во времена Сергия, любовь и забота о братии)
· Сергий Радонежский как чудотворец
· Сергий Радонежский как основатель монастырей
· Ученики Сергия Радонежского
· Окрестности Сергиева Посада, связанные с жизнью и трудами Сергия Радонежского
· Окрестности Ростова Великого, связанные с жизнью и трудами Сергия Радонежского
· История монастырей, основанных последователями Сергия Радонежского (по выбору)
3. Роль Сергия Радонежского в становлении и развитии Российской государственности
· Троице-Сергиев монастырь как оплот сопротивления в период Смуты и интервенции в начале XVII века
· Сергий Радонежский и Куликовская битва
· Влияние духовного наследия Сергия Радонежского на становление и развитие русского централизованного государства
· Сергий Радонежский и его место в исторических событиях XIV века
4. Образ Сергия Радонежского в образовании, литературе и искусстве
· Образ Сергия Радонежского в изобразительном искусстве и иконописи
· Образ Сергия Радонежского в отечественной художественной и исторической литературе
5. Духовное наследие Сергия Радонежского и ценности современного общества
· Культурное и языковое наследие Сергия Радонежского в современной России
Приложение №2
Критерии оценки творческих работ 14-й номинации «Конкурсная программа»
Критерии конкурсов «Фотографии, произведения живописи и графики», «Литературно- краеведческие произведения», «Видеофильмы, слайд – фильмы»: содержание 5б, качество 5б, художественный уровень 5б, практическая значимость 5б, оригинальность 5б. Итого 25 б. Конкурс чтецов- содержание 5б, качество 5б, художественный уровень (исполнения) 5б. Итого 15 б.
Дополнительные темы для работ: 14.1 Для конкурса рисунка -"Образ преподобного Сергия Радонежского глазами детей", для фото- «Места, связанные с С.Радонежским», 14.2 конкурс школьных сочинений "Преподобный Сергий Радонежский – Игумен Земли русской"- и дополнительные условия для этих работ: могут участвовать не только участники Чтений а и любые дети от образовательного учреждения, участника Чтений – не более 3-х работ от учреждения в каждой номинации.
Приложение №3
Требования к оформлению краеведческих исследовательских работ Чтений
По электронной почте rostov700@inbox.ru или rostov700@list.ru высылаются краеведческие исследовательские работы объемом до 10 страниц компьютерного набора. Объем приложений – так же не более 10 страниц. (формат А4, Word for Windows, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, все поля - 2 см). Все вместе обязательно в одном файле Word не более 5 мб. Для изменения размеров фотографий и рисунков до оптимальной величины (100-300 кб) перед размещением на страницах работ возможно применение программы Microsoft Office Picture Manager или других графических редакторов.
Исследовательская краеведческая работа должна содержать (для младшей группы возможен упрощенный вариант):
• титульный лист :
Всероссийские
открытые
краеведческие Сергиевские чтения
Номинация
№ __« _____________________________
»
Возрастная группа__________________________
Тема работы
Подготовил: |
Фамилия Имя,
, учащийся__класса ____ школы ___
или
обучающийся
и полное название образовательного учреждения
с указанием региона(как будет написано в сертификате). |
Дата рождения.
|
Адрес учреждения. |
Руководитель: |
Фамилия, Имя, Отчество,звание, должность,
место работы (как будет написано в сертификате). |
Контактный телефон |
Е-mail |
Для вашего будущего сертификата
здесь можно вставить фото автора. Размер фото по ширине не должен
превышать 250 пикселей. На фото должен быть
изображен только автор.
Город (населенный пункт) –
год,
(Согласен (несогласен) на публикацию работы на сайте в «Доме Дружбы»)
(для правильного оформления сертификатов, протоколов -данные об участнике и руководителе заполнить в таблице вместо подсказки мелким курсивом):
· оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;
• введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать ее актуальность; провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать характеристику района исследования;
• методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);
• результаты исследований и их обсуждение. При необходимости следует использовать таблицы, графики и т.п.;
• выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);
• заключение, где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, проистекающие из данного исследования;
• список источников и использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу.
Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть внесены в конец работы - в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.
Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб.
Приложение №4
Форма заявки очного этапа Чтений
«Утверждаю»
___________________________
Дата (Подпись руководителя образовательного
учреждения, печать)( ________________)
Просим допустить к участию во Всероссийских открытых краеведческих Сергиевских чтениях в Ростове Великом 8-11 апреля 2014 года делегацию ___________________________________________________________________
полное и краткое название организации, города(района), области (республики, края)
Личный (регистрац.) № |
Тема работы |
Фамилия, имя, отчество участника |
Класс, учреж. образ. |
№ номинации |
Дата рожд. уч-ка, возрастная группа |
Ф.И.О. научного руково дителя |
Должность и место работы
|
Участие в конкурсах ( отметить знаком +) |
||||
Рис.Фото |
Литерат. |
Фильм |
Чтецы |
Ростовский бал |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Вариант питания: ___________________________________________________________________
Вариант проживания: _______________________________________________________________
(выбрать из вариантов, указанных на сайте WWW.rostovtur.narod.ru )
Руководитель (руководители) делегации
Должность Подпись Расшифровка (Ф.И.О.)
Для связи с руководителем делегации по вопросам питания и проживания:
Электронный адрес _______@_.__ Контактный телефон ______________
Примечание: 1)высылается на rostov700@inbox.ru или rostov700@list.ru в любом формате (считается принятым при получении подтверждения), оригинал сдается на мандатной 8.04.2014г.. 2)Личный (регистрационный) № указывается из письма-приглашения.
Приложение №5
Критерии оценки исследовательских работ
1.1. Заочная оценка домашней работы:
- обоснование темы, новизна - до 3 баллов;
- историография (обзор литературы), источники, экспериментальные данные до 4 баллов;
- структура работы, соответствие названия содержанию, научно-справочный аппарат - до 5 баллов;
- логичность изложения, стиль - до 3 баллов;
- содержание - до 6 баллов;
- вклад автора в исследование - до 5 баллов; Уникальность работы в старшей группе должна составлять не менее 50%., в младшей- 25%. Для того, чтобы проверить уникальность, автору нужно зайти на сайт http://www.text.ru – скопировать текст без фото в основное поле текст статьи и нажать на кнопку «Проверить». В итоге автору будет выдан результат об уникальности статьи.
- оформление работы (титульный лист, библиография, аккуратность, грамотность, соответствие Положению) - до 2 баллов;
- дополнительные баллы жюри — до 2 баллов.
Максимальный (итоговый) балл по данному конкурсному заданию - 30 баллов.
- цели, задачи, краеведческий характер работы - до 5 баллов;
- методика исследования - до 5 баллов;
- краткое изложение содержания работы, владение материалом - до 8 баллов;
- наличие собственного опыта, авторская позиция - до 5 баллов;
- использование наглядности (таблицы, рисунки, фото, видеоматериалы, презентация) - до 4 баллов;
- работа на секции (вопросы, участие в обсуждении и т.п.) - до 3 баллов. Максимальный (итоговый) балл - 30 баллов.
Номинация 9 «Экскурсоводы» –Рекомендуемый вариант оформления работ для конкурса: необходимая информация об экскурсионном маршруте: продолжительность, для кого предназначена, цель проведения экскурсии, задачи экскурсии, условия проведения, План проведения экскурсии (с текстом экскурсии). Подробная информация- на сайте WWW.rostovtur.narod.ru). Защита экскурсии - предварительно не более 10 минут (очный этап)- в рамках Чтений. Критерии: содержание экскурсии 5б, качество выступления 5б, владение материалом 5б, оформление экскурсии (экспозиционный материал, оборудование) 5б, оригинальность 5б.
Приложение № 6
Программа Чтений (проект)
8.04- До 15-00 заезд, сдача заявок и материалов конкурсной программы, размещение согласно заранее поданной заявке, с 16-00 Конкурсы №1-4.
9.04- 10-00 Открытие Чтений, работа секций по 12-и номинациям. Вечерняя программа.
10.04- Экскурсионная программа «Жемчужины Золотого Кольца России- 1150-летний Ростов Великий, мастерклассы. (По заявкам- дополнительная платная программа «1000-летний Ярославль», возможно посещение Мышкина- Углича- Борисоглеба, Переславля, Костромы).
С 18-00 Русский бал в Ростове (при наличии костюма возможно участие детей, руководителей в классической или народной программе бала- репетиции 8 и 9.04- видеоролик бала на сайте WWW.rostovtur.narod.ru ), итоги, награждение, закрытие Чтений.
11.04- Дополнительная экскурсионная программа, отъезд.