1 ИЗ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙШИХ ЖИТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА.
а) Вопросы и познавательные задания:
1. Собрать имеющиеся сведения о времени и причинах перемены названия села и указать источник сведений: от кого записаны, из какой книги, газеты выписано и т. д.
2. Поинтересоваться, как назывались раньше улицы, части изучаемого селения, а также разные урочища в его окрестностях; запишите происхождение этих названий и что они обозначают в настоящее время.
3. Познакомиться с планом населенного пункта. Если нет плана населения, карты окружающей местности, то их необходимо составить или обновить. На плане следует обозначить места расположений: общественных здании, жилых домов, хозяйственных построек, водоемов и других объектов.
4. Описать характер поверхности, занятой селением, а также его окрестностей: равнина, склоны гор, долина речки, дно оврага, болотистое место, окраина леса. Удобно ли расположено селение?
5. Указать, на каком берегу (правом, левом, восточном, западном и др.) реки, пруда, озера; канала, болот и других водоемов находится селение.
6. Кратко охарактеризовать причины возникновения селения. Сколько улиц, переулков в селении, прямые они или кривые и почему?
7. Определить расстояние до всех ближайших населенных пунктов, сельсовета, районного,, областного центра. ~ Указать вид транспорта, на котором можно доехать до них.
8. На каком расстоянии находятся железнодорожная станция, пристань, автобусная остановка, почтовое отделение, телеграфная, телефонная станция? Их название?
2. Планы населенного пункта за различные годы, включая генеральный план застройки и перестройки села, а также перспективный план его развития.
3. Карту-макет селения с показом всех общественных культурно-просветительных, бытовых и хозяйственных зданий, а также, по возможности, жилых домов.
4. Таблицы, схемы, диаграммы, с помощью которых- показать: изменения в числе жителей, количество дворов, площади населенного пункта.
5. Фотографии, рисунки общего вида селения, отдельных его частей, окрестностей, природных объектов, ближайшего окружения как современного периода, так и прошлых лет.
6. Воспоминания жителей о природных условиях микрорайона в прошлом. Очерк на тему «Географическое положение населенного пункта».
7. Собранные материалы оформить в виде фотоальбома, стендов, витрин, рукописного журнала.