<< Домой    Вверх  >>

 

11 НАРОДНАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

а) Вопросы и познавательные задания

1 Общие вопросы

1. Отражал ли костюм в 'прошлом- социальное лицо его владельца? Можно ли было по костюму узнать о классовой принадлежности человека?

2. Когда было так, что рабочий костюм шили из домо­тканного материала, а праздничный - из фабричного?

3. Как распределялась одежда между членами семьи? Донашивали ли дети перешитую одежду взрослых? Когда стали покупать детскую одежду?

4. Наблюдается ли стремление заменить народную одеж­ду одеждой городского покроя и какая причина? 12

5. Сколько в год тратится средств на приобретение одеж­ды, обуви? Вычислить общие расходы и какой это составит процент от годовой зарплаты семьи?

6. Каждый ли год покупаются костюмы, пальто, рубахи, платья, обувь, головные уборы и сколько их покупается на каждого члена семьи?

2. Заготовка сырья

1. Из какого сырья изготовлялись ткани для домашнего обихода?

2. Кто выполнял основную работу по заготовке сырья для тканей (дерганье льна, конопли, сбор крапивы, первичная об­работка, приготовление шерсти). Какие из этих видов работы сохранились до наших дней?

3. Описать способы посева, ухода, уборки технических культур и приготовления из них волокна. :Все ли виды этих работ в прошлом выполняли сами или пользовались и чьими услугами?

4. Когда по времени начинали и заканчивали выполнять, какие виды работ (сбор крапивы, дерганье конопли, льна, первичная обработка сырья)? Какие для этого были приспо­собления? описать их, зарисовать, сфотографировать.

5. Шерсть каких животных использовалась для изготов­ления тканей и других изделий? Что изготовляли из весенней шерсти (мягкой) и осенней и почему? Описать способы изго­товления различных тканей и других изделии.

6. Изготовляли ли одежду из шкур животных (овец и др.)? Кто выделывал шкуры (сами или специалисты), спосо­бы выделки (дубление и др-)? Описать, зарисовать, сфотогра­фировать орудия труда то выделке шкур. В каждой ли семье в прошлом были шубы, какой мех был самым распространен­ным? Все ли носили шубы (но полу, возрасту и социальному положению)?

3. Покрой и шитье

1. До какого времени в изготовлении одежды применяли домотканный материал и почему?

2. Какие виды одежды и для кого шили из домотканных материалов и шьют ли ее теперь?

3. Какую одежду шили женщины вручную, какими ору­диями труда пользовались, какие нитки употребляли? Шькл

ли одежду вручную сейчас и какую?

4. Употребляли ли раньше нитки для шитья, сделанные из дикой крапивы, сухожилий животных (бык, лошадь, олень), делали ли из лыка лесной акации веревки, бичевы, рогожи?

Описать способы заготовки сырья.

5. Кто отличался высоким мастерством в пошиве и каких

видов одежды? Какое участие в изготовлении одежды прини­мали мужчины? Имеются ли теперь хорошие портные?

6. Кто шил нижнее белье, верхнюю одежду, в том числе шубы? Пользовались ли услугами портных из других селе­ний?

7. Когда и у кого появилась первая швейная машина, к;-

кой марки,сколько их сейчас в селе?

8. Описать, зарисовать и сфотографировать виды покроя одежды нижней и верхней по полу (мужской и женской), по возрасту (детской, юношеской, девичьей, людей средних лег и пожилых), по сезонам (зимнюю, летнюю и весенне-осен­нюю).

9. Насколько сохранился древний покрой одежды? Пере­ходят ли из поколения в поколение издавна сложившиеся формы покроя одежды, моды, цвет материала, навыки шитья?

10. Кто шьет в наше время традиционную одеж-ду (на­родную), пользуется ли услугами ателье? Развито ли искус­ство шить? Описать опыт лучших мастеров своего села, а также процесс производства.

4. Одежда женщин

1. Перечислить, сравнить и описать дореволюционную и современную одежду женщин:

а) по временам года (зимняя, весенняя, летняя и осен­няя) ;

б) по назначению (рабочая, повседневная и празднич­ная);

в) по возрасту (детская, подростковая, девушек, женщин средних лет и пожилых);

г) .верхняя одежда, нижнее белье и другие. 2. Чем отличалась в прошлом (и теперь) одежда деву­шек от одежды замужних женщин (сравнить материал, цвет, покрой, длину и др.). 14

3. Выяснить отличительные особенности праздничной, повседневной и рабочей одежды женщин, девушек, пожилых женщин и детей.

4. Из каких тканей (по качеству, цвету) шили женскую одежду до революции и шьют в наше время?

5. Какие национальные черты, особенности имела (и име­ет) женская одежда?

6. Чем отличается покрой народной женской одежды до­революционного периода от современного?

7. Когда стал появляться женский костюм городского покроя из фабричной ткани?

8. Какое влияние оказал город на изменение женской одежды?

9. Подробно описать все виды старинной и современной женской одежды.

10. Желательно, если не вызывает затруднений и возра­жений, описать весь гардероб женской одежды у нескольких семей (колхозников, рабочих и представителей интеллиген­ции). Определить количество одежды и ее стоимость.

11. Попытаться привести примеры взаимовлияния раз­личных видов народной одежды и выяснить в чем оно выра­жается.

12. Когда н-ачали носить нижнее белье, какую ткань ис­пользовали в прошлом для изготовления, как давно стали его покупать в магазине, шьют ли теперь из домотканного (или покупного) материала 'нижнее белье? Если нет или да, то по­чему?

13. Какой был в прошлом (и теперь) самый распростра­ненный цвет различных видов женской одежды (зимней, лет­ней, осенне-весенней, нижнего белья и др-), чем это объяс­нить?

14. Имеется ли специальное ночное белье (ночная сороч­ка и др.), когда оно появилось, его покрой, материал, рас­пространенность в наше время?

15. Шьется или покупается рабочая одежда или исполь­зуют поношенную, повседневную?

16- Подробно описать праздничную женскую одежду по возрастам (детскую, подростковую, одежду девушек, замуж­них и пожилых женщин).

17. Когда появился передник, от "кого его переняли, его форма, материал, цвет, кто и когда носит?

18. Был ли в моде сарафан, когда он появился, его покрой, цвет, особенность? У кого он был позаимствован?

19. Почему женская одежда сохранила дольше нацио­нальные черты, чем мужская?

20. Когда женщина, девушка начала носить кофту с юб­кой вместо платья? Как распространен этот костюм в наше время? У кого его переняли?

21. Из чего изготовляли варежки, перчатки, кто их вязал, шил, какие произошли изменения в их покрое, мачернале?

22. Кто и прошлом изготовлял чулки, носки, из какого материала (шерсть, сукно), какого цвета? Описать, зарисо­вать и с(ротографировать старинные чулки. Какие чулки рас­пространены в наше    время?

23. Как изменилась женская одежда под влиянием горо­да, профессии, рода занятий?

24. Есть ли мастера но изготовлению народной одежды? Их фамилии, трудовые биографии.

25. Сделать зарисовки покроя всех видов женской одеж­ды на отдельных листах миллиметровой или другой бумаги. Сфотографировать все виды одежды с трех сторон (спереди, сзади,сбоку).

5. Одежда мужчин

1. Описать дореволюционную и современную одежду мужчин:

а) по временам года (зимняя, весенняя, летняя и осен­няя);

б) по назначению (рабочая, повседневная, праздничная);

в) по возрасту (детская, подростковая, юношеская, муж­чин средних лет, пожилых);

г) верхняя одежда, нижнее белье и др.

2. Из каких тканей шили мужскую одежду до революции (указать все виды одежды)? Чем она отличается от современ­ной?

3. Ка'кие изменения произошли за годы Советской власти в костюме мужчин и чем это объясняется?

4. Чем отличается покрой народной мужской одежды до­революционного периода от современной?

5. Какие национальные черты, особенности имела (и имеет) мужская одежда?

6. Когда стал появляться мужской костюм городского по­кроя из фабричной ткани и когда он окончательно вытеснил народный костюм? Почему это произошло?

7. Влияние отходничества, города, на изменения в одеж­де мужчин.

8. Тулуп, его покрой, назначение. Была ли у мужчин шу­ба, ее покрой, мех (дубленная или покрытая материалом)?

9. Если не будет возражений и затруднений, то желатель­но перечислить весь современный гардероб мужской одежды у нескольких семей колхозников (рабочих) и представителей интеллигенции. Определить количество и стоимость.

10. Описать мужскую рабочую одежду. Раскрыть ее осо­бенности. Когда она появилась, какая ткань, покрой? Спе­циально покупают, шьют рабочую одежду или используют поношенную повседневную?

11. Носят ли брюки без пиджака, заправляют ли их в са­поги или носят на выпуск?

12 Был ли в моде костюм военного образца (китель, гим­настерка, галифе и др.), когда это было и чем это объяснить?

13. Какой был в прошлом (и теперь) самый распростра­ненный цвет различных видов одежды (пальто, шуба, костюм, рубаха и др.). Какая причина?

14. Когда начали носить нижнее белье, какую ткань ис­пользовали для его изготовления, как давно стали его поку­пать в магазине, шьют ли теперь из домотканного (или по­купного) материала нижнее белье? Если нет или да, то поче­му?

15. Перечислить сколько было в прошлом (и теперь) всех видов одежды, белья.

16. Какие рубахи носили мужчины (покрой, материал, цвет) ? Какие носят в наше время?

17. Из чего изготовляли рукавицы в прошлом, произошли

ли изменения в покрое, материале? Были ли .перчатки, кто их шил?

18. Кто изготовлял носки, из какого материала (шерсти) и какого цвета? И как в наше время?

<< Домой    Вверх  >>

Хостинг от uCoz