15.1. Питание в прошлом и теперь
а) Вопросы и познавательные задания
1. Какие 'произошли изменения в продуктах питания, традиционных блюдах за годы Советской власти? Какие блюда совсем исчезли и почему, а какие появились после революции?
2. Чем отличается питание дореволюционного периода и наших дней?
3. Какие блюда были самыми распространенными в дореволюционное 'время и почему? Если есть изменения, то какие?
4. Каких продуктов в дореволюционное время употреблялось меньше, а каких больше и почему?
5. Сравните употребления в 'прошлом и теперь таких продуктов, ка1к сахар, конфеты, мясо, яйцо, хлеб, крупа, овощи и др. и сделайте соответствующие выводы.
6. Кто выпекал хлеб в прошлом и теперь? Какой хлеб (черный, белый) употребляли больше до революции, а какой в наше время?
7. Чем отличалась до революции пища бедных и богатых?
8. Есть ли отличие в пище жителей села сегодня? Если да, то в чем оно состоит и какая причина?
9. Произошли ли какие изменения в орудиях приготовления пищи, облегчился ли труд ее приготовления по сравнению с дореволюционным, если да, то в чем?
15.2. Заготовка продуктов
1. Какие изменения произошли в количестве и способах заготовления продуктов по сравнению с дореволюционным периодом?
2. Какие продукты семья получает в колхозе (совхозе):
зерно, мясо, молоко, яйцо, картофель и другие овощи? Сколько их получено в текущем году?
3. Какие овощи выращиваются на .приусадебном участке в семье и примерно сколько соток: картофеля, моркови, капусты, свеклы, огурцов, редьки, редиса, лука, чеснока, бобов, фасоли, гороха, подсолнуха, тыквы и других овощей?
4. Имеется ли дополнительный участок земли в поле, его размеры. Какие и сколько овощей выращивается на нем?
5. Когда и какие овощи начали выращивать и употреблять в пищу?
6. Делаются ли запасы продуктов впрок (на зиму, на лето) , каких 'и сколько? Кто их заготавливает, способы заготовки (соление, сушка, маринование, компоты, варенья, повидло и др.) и их хранение. Сколько и каких овощей (картофеля, моркови, свеклы, лука, капусты, огурцов и других) заготавливается на зиму?
7. Производится ли сбор каких грибов, ягод, орехов, кореньев? Кто этим занимается, способы их переработки и хранения?
8. Каких продуктов и сколько 'продано за месяц, год в местном магазине?
9. Учитывая проданные продукты в магазине, полученные .в колхозе, на приусадебном участке и, зная количество жителей в селе, попытаться вычислить сколько каких продуктов (хлеб, сыр, мясо, масло, молоко, яйцо, крупы, вино, конфеты, мука, овощи, консервы, табачные изделия и др.) приходится на душу населения.
15.3. Приготовление пищи дома
1. Кто выполняет основную работу по приготовлению пищи дома и почему?
2. Какой вклад в приготовление пищи вносит каждый член семьи: мать, отец, дети и др.? Когда начинает готовить пищу молодая невестка? Готовят ли девушки пищу, если нет,
то почему? Разделяется ли приготовление нищи между невесткой и свекровью? Если да, то почему?
3. Что предпочитается из первых блюд (суп, борщ, щи), вторых (каша, макароны, картофель, котлеты и др.), третьих (компот, кисель, молоко) и как они приготовляются?
4 Какая пища употребляется ежедневно, а какая в праздничные дни? Привести пример меню праздничного и обычного дня.
5- Мясо каких животных считается любимым, а каких животных чаще употребляется в пищу? Какие животные, птицы, их части, растения считаются «нечистыми» и почему?
6. Сколько употребляется пищи в день (за неделю) на одного человека, продуктов питания: муки, жиров, сахара, молока, хлеба, яиц, фруктов, овощей?
7. Какую роль играет в питании населения хлеб и картофель, сколько их употребляется в день одним человеком? Покупают ли хлеб или сами выпекают?
8. Стоимость основных видов продуктов, какие из них производятся дома, а какие и где покупаются?
9. Какая пища составляет роскошь для местного населения, а какая свидетельствует о бедности?
10. Какие продукты исключены из употребления, хотя они в окружающей природе встречаются (зайцы, кролики, голуби, различные растения) и чем это объясняется?
11. Назовите растения или их части, которые едят в сыром виде, засушенными, солеными, мочеными, замороженными, вареными, печеными, жаренными. Описать способы их приготовления.
12. Какие блюда лучше любят: мясные, молочные, овощные, мучные, жирные, сладкие и почему?
13. Существовало ли в прошлом жертвоприношение животных? Сохранились ли какие-либо его элементы в наше время?
14. Кладут ли продукты в гроб умершему? Если да, то какие и сколько?
15. Какие продукты считаются лакомством, где их покупают, как приготовляют и когда употребляют?
16. Бережливое ли отношение к хлебу, к другим продуктам и почему?
17. Употребляют ли в 'качестве приправы различные специи (корица, гвоздика, перец, петрушка, сельдерей, ванильный сахар и др.)?
15.4 Традиционные блюда
1. Какие традиционные блюда приготовляли до революции? Описать 'способы их приготовления, какие из них исчезли и почему?
2. Перечислить и описать все бытующие традиционные блюда, состав продуктов, способы их приготовления и дни употребления.
3. Описать способы приготовления традиционных обрядовых блюд, печева (свадебные, похоронные и др. обряды), раскрыть их особенности.
4. Определить, какие произошли изменения в составе продуктов традиционных блюд, способах их приготовления и употребления за годы Советской власти?
5. Какие из блюд у местного населения считаются праздничными и самыми любимыми и почему? Как они приготовляются, из каких продуктов?
6. Описать свадебный стол и стол поминок, подчеркнуть их особенности.
7. Какое блюдо считается самым почетным угощением и почему?
8. Не существует ли суеверных обрядов, связанных с приготовлением и принятием пищи и питья, если да, то какие?
15.5 Напитки
1. Какие были напитки до революции, в разные периоды ХХ века, из них самые распространенные? Из чего и как их приготовляли и когда их употребляли? Если какие из напитков исчезли, то узнать почему? Какие появились новые напитки за годы Советской власти и в последнее время?
2. Описать современные напитки, их названия и способы приготовления. Когда и как употребляют, какие из них самые распространенные и почему?
3. Какие напитки употребляются в праздники, а какие являются обрядовыми? Употребляют ли компот, кисель? Из чего и как их готовят?
4. Пьют ли чай, какао, сколько, когда и с чем? Пьют ли в сыром виде воду и молоко? Какие напитки употреблялись при жертвоприношениях, если они были?
5. Взять в местном магазине данные: сколько продано вина, водки и других спиртных напитков за последний год и определить количество употребления спиртных напитков на душу населения. Распространено ли самодельное изготовление алкогольных напитков (самогон, пиво, брага)?
6. Описать способы приготовления традиционных современных напитков.
15.6. Принятие пищи
1. Описать, как накрывается стол: чем покрывается, что кладется, ставится на стол, существует ли какая последовательность, особенность, кто покрывает, убирает стол и почему.
2. Когда ели из общей посуды? Когда у каждого члена семьи появилась ложка, вилка, тарелка, чашка и другие приборы?
3. Имеется и был ли определенный порядок рассаживания за столом по старшинству (глава семьи, жена, дети; мужчины, женщины; супружеские пары и др.)?
4. Где за столом садилась (и сейчас садится) стряпуха и почему?
5. Соблюдается ли. режим питания, если нет, то почему? Сколько раз в день принимаетсяпища, и какие блюда предпочтительны для завтрака, обеда, ужина? Из скольких блюд состоит каждая трапеза?
6. Когда кушают дети? Вместе с родителями? Если нет, то почему? Чем отличается детская пища от пищи взрослых и почему?
7. Позволяются ли разговоры за столом, о чем и кто может говорить?
8. Описать все виды местной столовой посуды (повседневной, праздничной, обрядовой, ритуальной), указав ее назначение и способы употребления каждого предмета. Имеется ли деревянная посуда и какая?
9. Описать и сфотографировать все орудия труда, используемые для приготовления пищи (терки, сбивалки, ступы-крупорушки, салатовки, толкушки и др.).
15.7. Общественное питание
1. Имеется ли общественное питание в селе? Когда оно появилось и какую роль играет в жизни местного населения? В какое время года и дня, сколько человек питается в столовой, кафе?
2. Проанализировать меню. Сравнить меню летнего и зимнего периодов. В чем их отличие и какая причина?
3. Описать оборудование предприятий общественного питания, способы обслуживания населения зимой, летом, во время сельскохозяйственных работ.
4. Какие продукты питания доставляются предприятиями питания в поле во время сельскохозяйственных работ, какая их стоимость и как производятся расчеты?
5. Имеют ли возможность фермеры (рабочие акционерногообщества, колхозники ) получать горячую пищу во время посевной кампании, сенокошения и уборки урожая?
6. Приготовляют ли пищу в поле или доставляют из столовой? Какие условия приготовления пищи на месте, способы доставки ее в поле и обслуживания населения?
7. Сколько и какие продукты работники берут в поле из дома?
8. Штаты столовой, кафе или других предприятий общественного питания. Как строится предпринимательская деятельность.
9. Трудности в работе предприятий общественного питания и пути их устранения. Перспективы улучшения и развития общественного питания в селе.
б) Что приготовить для музея
1. Таблица, диаграмма, показывающая расход денежных средств за продукты питания за неделю, год на одного человека, на семью.
2. Сравнительная таблица, показывающая расход основных продуктов на одного человека в разные периоды ХХ века и в наше время (сахар, мясо, молоко, масло, хлеб, яйцо, картофель и др.).
3. Перечень традиционных блюд, краткое описание, их зарисовки и фотографии.
4. Засушенные дикорастущие растения, которые широко употреблялись в пищу.
5. Историко-этнографический очерк «Продукты питания и традиционные блюда в прошлом и теперь».