<< Домой    Вверх  >>

 

15 ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА

15.1. Питание в прошлом и теперь

а) Вопросы и познавательные задания

1. Какие 'произошли изменения в продуктах питания, тра­диционных блюдах за годы Советской власти? Какие блюда совсем исчезли и почему, а какие появились после револю­ции?

2. Чем отличается питание дореволюционного периода и наших дней?

3. Какие блюда были самыми распространенными в до­революционное 'время и почему? Если есть изменения, то какие?

4. Каких продуктов в дореволюционное время употребля­лось меньше, а каких больше и почему?

5. Сравните употребления в 'прошлом и теперь таких про­дуктов, ка1к сахар, конфеты, мясо, яйцо, хлеб, крупа, овощи и др. и сделайте соответствующие выводы.

6. Кто выпекал хлеб в прошлом и теперь? Какой хлеб (черный, белый) употребляли больше до революции, а какой в наше время?

7. Чем отличалась до революции пища бедных и бога­тых?

8. Есть ли отличие в пище жителей села сегодня? Если да, то в чем оно состоит и какая причина?

9. Произошли ли какие изменения в орудиях приготовле­ния пищи, облегчился ли труд ее приготовления по сравнению с дореволюционным, если да, то в чем?

 

15.2. Заготовка продуктов

1. Какие изменения произошли в количестве и способах заготовления продуктов по сравнению с дореволюционным периодом?         

2. Какие продукты семья получает в колхозе (совхозе):

зерно, мясо, молоко, яйцо, картофель и другие овощи? Сколь­ко их получено в текущем году?

3. Какие овощи выращиваются на .приусадебном участке в семье и примерно сколько соток: картофеля, моркови, ка­пусты, свеклы, огурцов, редьки, редиса, лука, чеснока, бо­бов, фасоли, гороха, подсолнуха, тыквы и других овощей?

4. Имеется ли дополнительный участок земли в поле, его размеры. Какие и сколько овощей выращивается на нем?

5. Когда и какие овощи начали выращивать и употреб­лять в пищу?

6. Делаются ли запасы продуктов впрок (на зиму, на ле­то) , каких 'и сколько? Кто их заготавливает, способы заготов­ки (соление, сушка, маринование, компоты, варенья, повидло и др.) и их хранение. Сколько и каких овощей (картофеля, моркови, свеклы, лука, капусты, огурцов и других) заготав­ливается на зиму?

7. Производится ли сбор каких грибов, ягод, орехов, ко­реньев? Кто этим занимается, способы их переработки и хра­нения?

8. Каких продуктов и сколько 'продано за месяц, год в местном магазине?

9. Учитывая проданные продукты в магазине, получен­ные .в колхозе, на приусадебном участке и, зная количество жителей в селе, попытаться вычислить сколько каких продук­тов (хлеб, сыр, мясо, масло, молоко, яйцо, крупы, вино, кон­феты, мука, овощи, консервы, табачные изделия и др.) приходится на душу населения.

15.3. Приготовление пищи дома

1. Кто выполняет основную работу по приготовлению пи­щи дома и почему?   

2. Какой вклад в приготовление пищи вносит каждый член семьи: мать, отец, дети и др.? Когда начинает готовить пищу молодая невестка? Готовят ли девушки пищу, если нет,

то почему? Разделяется ли приготовление нищи между не­весткой и свекровью? Если да, то почему?

3. Что предпочитается из первых блюд (суп, борщ, щи), вторых (каша, макароны, картофель, котлеты и др.), третьих (компот, кисель, молоко) и как они приготовляются?

4 Какая пища употребляется ежедневно, а какая в празд­ничные дни? Привести пример меню праздничного и обычного дня.

5- Мясо каких животных считается любимым, а каких жи­вотных чаще употребляется в пищу? Какие животные, птицы, их части, растения считаются «нечистыми» и почему?

6. Сколько употребляется пищи в день (за неделю) на одного человека, продуктов питания: муки, жиров, сахара, молока, хлеба, яиц, фруктов, овощей?

7. Какую роль играет в питании населения хлеб и карто­фель, сколько их употребляется в день одним человеком? По­купают ли хлеб или сами выпекают?

8. Стоимость основных видов продуктов, какие из них производятся дома, а какие и где покупаются?

9. Какая пища составляет роскошь для местного населе­ния, а какая свидетельствует о бедности?

10. Какие продукты исключены из употребления, хотя они в окружающей природе встречаются (зайцы, кролики, голуби, различные растения) и чем это объясняется?

11. Назовите растения или их части, которые едят в сы­ром виде, засушенными, солеными, мочеными, заморожен­ными, вареными, печеными, жаренными. Описать способы их приготовления.

12. Какие блюда лучше любят: мясные, молочные, овощ­ные, мучные, жирные, сладкие и почему?

13. Существовало ли в прошлом жертвоприношение жи­вотных? Сохранились ли какие-либо его элементы в наше время?

14. Кладут ли продукты в гроб умершему? Если да, то какие и сколько?

15. Какие продукты считаются лакомством, где их поку­пают, как приготовляют и когда употребляют?

16. Бережливое ли отношение к хлебу, к другим продук­там и почему?

17. Употребляют ли в 'качестве приправы различные спе­ции (корица, гвоздика, перец, петрушка, сельдерей, ваниль­ный сахар и др.)?

 

15.4 Традиционные блюда

1. Какие традиционные блюда приготовляли до револю­ции? Описать 'способы их приготовления, какие из них исчез­ли и почему?

2. Перечислить и описать все бытующие традиционные блюда, состав продуктов, способы их приготовления и дни употребления.

3. Описать способы приготовления традиционных обрядо­вых блюд, печева (свадебные, похоронные и др. обряды), рас­крыть их особенности.

4. Определить, какие произошли изменения в составе продуктов традиционных блюд, способах их приготовления и употребления за годы Советской власти?

5. Какие из блюд у местного населения считаются празд­ничными и самыми любимыми и почему? Как они приготов­ляются, из каких продуктов?

6. Описать свадебный стол и стол поминок, подчеркнуть их особенности.

7. Какое блюдо считается самым почетным угощением и почему?

8. Не существует ли суеверных обрядов, связанных с при­готовлением и принятием пищи и питья, если да, то какие?

15.5 Напитки

1. Какие были напитки до революции, в разные периоды ХХ века, из них самые рас­пространенные? Из чего и как их приготовляли и когда их употребляли? Если какие из напитков исчезли, то узнать по­чему? Какие появились новые напитки за годы Советской власти и в последнее время?

2. Описать современные напитки, их названия и способы приготовления. Когда и как употребляют, какие из них са­мые распространенные и почему?

3. Какие напитки употребляются в праздники, а какие являются обрядовыми? Употребляют ли компот, кисель? Из чего и как их готовят?

4. Пьют ли чай, какао, сколько, когда и с чем? Пьют ли в сыром виде воду и молоко? Какие напитки употреблялись при жертвоприношениях, если они были?

5. Взять в местном магазине данные: сколько продано вина, водки и других спиртных напитков за последний год и определить количество употребления спиртных напитков на душу населения. Распространено ли самодельное изготовление алкогольных напитков (самогон, пиво, брага)?

6. Описать способы приготовления традиционных совре­менных напитков.

15.6. Принятие пищи

1. Описать, как накрывается стол: чем покрывается, что кладется, ставится на стол, существует ли какая последова­тельность, особенность, кто покрывает, убирает стол и поче­му.                                            

2. Когда ели из общей посуды? Когда у каждого члена семьи появилась ложка, вилка, тарелка, чашка и другие при­боры?

3. Имеется и был ли определенный порядок рассажива­ния за столом по старшинству (глава семьи, жена, дети; муж­чины, женщины; супружеские пары и др.)?

4. Где за столом садилась (и сейчас садится) стряпуха и почему?

5. Соблюдается ли. режим питания, если нет, то почему? Сколько раз в день принимаетсяпища, и какие блюда пред­почтительны для завтрака, обеда, ужина? Из скольких блюд состоит каждая трапеза?

6. Когда кушают дети? Вместе с родителями? Если нет, то почему? Чем отличается детская пища от пищи взрослых и почему?

7. Позволяются ли разговоры за столом, о чем и кто мо­жет говорить?

8. Описать все виды местной столовой посуды (повседнев­ной, праздничной, обрядовой, ритуальной), указав ее назна­чение и способы употребления каждого предмета. Имеется ли деревянная посуда и какая?

9. Описать и сфотографировать все орудия труда, ис­пользуемые для приготовления пищи (терки, сбивалки, сту­пы-крупорушки, салатовки, толкушки и др.).

 

15.7. Общественное питание

1. Имеется ли общественное питание в селе? Когда оно появилось и какую роль играет в жизни местного населения? В какое время года и дня, сколько человек питается в столо­вой, кафе?

2. Проанализировать меню. Сравнить меню летнего и зимнего периодов. В чем их отличие и какая причина?

3. Описать оборудование предприятий общественного питания, способы обслужива­ния населения зимой, летом, во время сельскохозяйственных работ.

4. Какие продукты питания доставляются предприятиями питания в по­ле во время сельскохозяйственных работ, какая их стоимость и как производятся расчеты?

5. Имеют ли возможность фермеры (рабочие акционерногообщества,  колхозники ) получать горячую пищу во время посевной кампании, сеноко­шения и уборки урожая?

6. Приготовляют ли пищу в поле или доставляют из сто­ловой? Какие условия приготовления пищи на месте, способы доставки ее в поле и обслуживания населения?

7. Сколько и какие продукты работники берут в поле из дома?

8. Штаты столовой, кафе или других предприятий общественного питания. Как строится предпринимательская деятельность.

9. Трудности в работе предприятий общественного питания и пути их устранения. Перспективы улучшения и развития общественного питания в селе.

б) Что приготовить для музея

1. Таблица, диаграмма, показывающая расход денежных средств за продукты питания за неделю, год на одного чело­века, на семью.

2. Сравнительная таблица, показывающая расход основ­ных продуктов на одного человека в разные периоды ХХ века и в наше время (сахар, мясо, молоко, масло, хлеб, яйцо, картофель и др.).

3. Перечень традиционных блюд, краткое описание, их зарисовки и фотографии.

4. Засушенные дикорастущие растения, которые широко употреблялись в пищу.

5. Историко-этнографический очерк «Продукты питания и традиционные блюда в прошлом и теперь».

<< Домой    Вверх  >>

Хостинг от uCoz