а) Вопросы и познавательные задания
1. Почему в прошлом у некоторых народов утварь (посуда и другие предметы домашнего хозяйства) изготовлялись из кожи, дерева, бересты, металла, а не из глины?
2. Какое влияние оказывали на состав и особенности утвари, образ жизни населения, например, кочевой, наличие тех или иных материалов (сырья), характер нищи, уровень развития .производства утвари, развитие отдельных социальных групп населения?
3. Почему в предметах утвари домашнего производства, в изделиях местных мастеров больше сохраняется своеобразие национальных особенностей, орнамента, дольше и устойчивее сохраняются традиционные приемы и навыки изготовления утвари?
4. Описать способы, приемы, особенности изготовления утвари из глины и других материалов. Какая глина используется для изготовления посуды, как она приготовляется для этой цели?
5. Почему горшок, чугун лучше приспособлены к условиям приготовления пищи в русской духовой печи, чем современная кастрюля?
6. Составить таблицу, указав, сколько в населенном пункте русских духовых печей, плит, сколько семей пользуется
для приготовления пищи горшками и чугунками, а сколько кастрюлями.
7. Сокращается ли число русских духовых печей? Если да, то что является причиной: высвобождение жилой площади, влияние промышленного производства утвари, стремление к удобствам?
8. Как современное промышленное производство утвари повлияло на традиционную утварь, какая появилась новая утварь, вытесняется ли самодельная, какие используются
новые материалы для ее изготовления (пластмасса, стекло и другие)?
9. Подробно описать утварь по следующей классификации: по материалу, из которого она изготовлена, по назначению и способу изготовления. Описать употребление утвари.
10. Какие предметы утвари применяются в обрядах, ее роль и способы употребления? Существуют ли какие предания и поверья, связанные с изготовлением и употреблением утвари?
11. Записать, какие предметы домашней утвари давались невесте в качестве приданого в дореволюционное время, в предвоенные годы, в разные периоды второй половины ХХ века и принято ли их давать в наше время.
12. Узнайте, что из предметов утвари клали в гроб покойнику в прошлом и какие произошли изменения в наше время.
13. Зарисовать и сфотографировать все виды утвари.
14. Составить словарик названий (местных и русских) всех видов утвари и отдельных ее частей.
б) Что приготовить для музея
1. Коллекции предметов утвари разных периодов ХХ века и в наше время (посуда, предметы домашнего обихода).
2. Фотографии всех предметов утвари прошлого и современных.
3. Коллекции предметов утвари, применяющихся (в прошлом и теперь) в свадебном, похоронном обрядах, в различных обрядах религиозного характера.
4. Коллекции предметов утвари или их фотографии, которые входили и входят в приданое невесты.
5. Историко-этнографический очерк «Местная народная утварь в прошлом и теперь».