<< Домой    Вверх  >>

 

16 ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ

а) Вопросы и познавательные задания

1. Почему в прошлом у некоторых народов утварь (посуда и другие предметы домашнего хозяйства) изготовлялись из кожи, дерева, бересты, металла, а не из глины?

2. Какое влияние оказывали на состав и особенности утвари, образ жизни населения, например, кочевой, наличие тех или иных материалов (сырья), характер нищи, уровень развития .производства утвари, развитие отдельных социальных групп населения?

3. Почему в предметах утвари домашнего производства, в изделиях местных мастеров больше сохраняется своеобразие национальных особенностей, орнамента, дольше и устойчивее сохраняются традиционные приемы и навыки изготовления утвари?

4. Описать способы, приемы, особенности изготовления утвари из глины и других материалов. Какая глина используется для изготовления посуды, как она приготовляется для этой цели?

5. Почему горшок, чугун лучше приспособлены к условиям приготовления пищи в русской духовой печи, чем современная кастрюля?

6. Составить таблицу, указав, сколько в населенном пункте русских духовых печей, плит, сколько семей пользуется

для приготовления пищи горшками и чугунками, а сколько кастрюлями.

7. Сокращается ли число русских духовых печей? Если да, то что является причиной: высвобождение жилой площа­ди, влияние промышленного производства утвари, стремление к удобствам?

8. Как современное промышленное производство утвари повлияло на традиционную утварь, какая появилась новая утварь, вытесняется ли самодельная, какие используются

новые материалы для ее изготовления (пластмасса, стекло и другие)?

9. Подробно описать утварь по следующей классификации: по материалу, из которого она изготовлена, по назначению и способу изготовления. Описать употребление утвари.

10. Какие предметы утвари применяются в обрядах, ее роль и способы употребления? Существуют ли какие преда­ния и поверья, связанные с изготовлением и употреблением утвари?

11. Записать, какие предметы домашней утвари давались невесте в качестве приданого в дореволюционное время, в предвоенные годы, в разные периоды второй половины ХХ века и принято ли их давать в наше время.

12. Узнайте, что из предметов утвари клали в гроб покойнику в прошлом и какие произошли изменения в наше вре­мя.

13. Зарисовать и сфотографировать все виды утвари.

14. Составить словарик названий (местных и русских) всех видов утвари и отдельных ее частей.

б) Что приготовить для музея

1. Коллекции предметов утвари разных периодов ХХ века и в наше время (посуда, предметы домашнего обихода).

2. Фотографии всех предметов утвари прошлого и современных.

3. Коллекции предметов утвари, применяющихся (в прошлом и теперь) в свадебном, похоронном обрядах, в различных обрядах религиозного характера.

4. Коллекции предметов утвари или их фотографии, которые входили и входят в приданое невесты.

5. Историко-этнографический очерк «Местная народная утварь в прошлом и теперь».

<< Домой    Вверх  >>

Хостинг от uCoz