а) Вопросы и познавательные задания
1. Записать все известные детские игры и попытаться определить их значение в физическом развитии, художественном и нравственном воспитании?
2. Каков характер игр (коллективный, индивидуальный), какое значение имеют коллективные игры?
3. Виды детских игр: символическое (например, игра в индейцев и ковбоев, казаки-разбойники и т.п.), хороводные, подвижные игры, сопровождаемые песнями и др. Подробно описать имеющиеся виды игр (зимние и летние).
4. Описать, зарисовать, сфотографировать детские игрушки: самодельные и покупные. Указать на самые распространенные игрушки в прошлом и теперь?
5. Используются ли какие предметы домашнего обихода, орудия труда в качестве игрушек?
6. Учат ли родители делать игрушки и какие, с какого года, какие игрушки (орудия труда) дети начинают сами деать?
7. У некоторых народов в играх детей дошкольного возраста преобладает трудовая тематика (строительные работы, шитье и стирка белья, уход за животными, посадка овощей, лепка животных и др.). Имеет ли месте в играх эта тематика у детей местного населения?
8. Какие применяются поощрения и наказания при играх? (Поощрения: право ведения игры, выбора партнера, начинать первым новую игру и др.; наказания: выбытие из игры и др.).
9. Есть ли игры, в которых принимают участие одни мальчики или одни девочки, какие игры носят смешанный характер?
10. Имеет ли место в детских играх подражание труду, профессиям взрослых, подготовка к различным видам практической деятельности в жизни? Каким профессиям взрослых в играх подражали дети раньше, а каким теперь (стрельба из маленьких луков, игра в школу и др.)?
11. Любит ли местная молодежь игры, связанные с больтой подвижностью, ловкостью, силой, оживленностью, массовостью? Описать эти игры.
12. Желательно выяснить, когда у местного населения появились игры в шашки, домино, шахматы, волейбол, футбол, баскетбол, теннис, бадминтон?
13. Кто из местных жителей играет в шашки, шахматы, насколько широко распространены эти игры, увлекаются ли этой игрой только мужчины или женщины? Записать фамилии хороших игроков.
14. Какими видами спортивных игр увлекается местная молодежь: футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон, городки, лапта? Сколько человек участвует в различных играх, какая игра. является самой распространенной и почему?
15. С кем играет, соревнуется, встречается местная молодежь и каких добились успехов?
16. Имеется ли (и какой) в клубе, спортивном кллубе спортивный инвентарь, оборудование для различных игр?
17. Располагает ли молодежь села спортивными сооружениями, площадками, спортгородками? Кто их строил и какое участие принимала молодежь?
18. Имеются ли традиционные народные игры: езда на лошадях, стрельба из лука, борьба и др., в чем их особенность? Дать подробное описание правил игры.
19. Перспективы развития спорта, других игр, особенно народных.
20. Подробно описать старинные и современные народные праздники молодежи. Чем они отличаются? Присутствуют ли на них взрослые, какая их роль?
б) Что приготовить для музея
1. Фотоальбом, отражающий различные виды детских и молодежных игр, их характер.
2. Альбом зарисовок и фотографий, отражающих самые распространенные (детские игрушки в прошлом и теперь), включая самодельные.
3. По возможности собрать коллекции самодельных игрушек.
4. Фотомонтаж, отражающий спортивную базу и спортивные игры местной молодежи.
5. Очерк «Детские и молодежные игры в прошлом и теперь».