а) Вопросы и познавательные задания
1. Расспросите у местного населения и определите как осуществляется выбор невесты, жениха в прошлом и как осуществляется теперь: а) выбор невесты сыну или жениха дочери всецело зависел от воли .родителей; б) выбирают родители, но требуется согласие и детей; в) молодые самостоятельно выбирают себе супружескую пару, но требуется согласие и родителей; г) выбор супружеской .пары производится молодыми людьми полностью самостоятельно.
2. В каких случаях проявлялась инициатива родителей в выборе невесты: а) когда в семье необходимы рабочие руки;
б) в случае плохого отношения сына к родителям; в) другие случаи недостойного поведения сына?
3. Какие качества ценились в девушке и в юноше в прошлом и теперь: богатство, здоровье, красота, дородство, образование, характер, специальность?
4. Брачный возраст 'но годам мужчин и женщин. Желательно запись произвести п.о архивным данным ЗАГСа и путем опроса населения. На основании собранных материалов составить таблицу и сравнить брачный возраст дореволюционного периода и наших дней.
5. Есть ли обычай отдавать дочерей в другие села и какая причина (меньше будет ссор, экономическое соображение)?
6. В какое время года совершалось .основное количество браков и почему? А как в наше время?
7. В прошлом у некоторых народов был обычай воровства невесты. Какая 'причина этого обычая (отсутствие средств на выкуп невесты, несогласие родителей выдавать дочь замуж за того или иного царня, несогласие дочери выходить замуж)?
8. Описать формы сватовства в прошлом. Какие его элементы сохранились до наших дней? Можно ли было сватать младшую дочь, если еще не засватана старшая?
9. Кто может выступать в роли свата, обязательно ли близкий родственник или может быть просто товарищ жениха?
10. На каких санях, телегах ехали в прошлом свататься, каких лошадей в какую сбрую запрягали, как украшали повозку и лошадей?
11. Покупал ли и что жених невесте (одежду, обувь, кольца)? Имеет ли место в наше время обряд с кольцами. Из какого они металла (золотые, серебряные, другие)? Кто их покупал? Какой обряд вручения?
12. Принято ли было в прошлом одевать невесте фату? Входит ли фата в обрядовую одежду невесты в наше время?
13. Что входило в приданое (традиционная одежда, обувь, утварь - какая, животные - какие, сколько)?
14. Сравнить по количеству предметов и по содержанию приданое различных периодов времени.
15. Сохранилась ли традиция дарить на свадьбе подарки? Сравнить, что дарили на свадьбе .в прошлом и что дарят в наше время. Выяснить, какие произошли изменения в количестве, содержании и качестве подарков, их стоимость, назначение и т. п.
16. В какое время, кто и в каком месте на свадьбе вручает подарки? Что при этом говорят, каков порядок вручения подарков, какие подарки, кому из родственников дарят?
17. Когда и какие подарки жених дарит невесте? Какой обычай их вручения?
18. Принято ли невесте и жениху пить на свадьбе вино, петь/плясать, танцевать вдвоем, отдельно?
19. Какие были в прошлом и теперь свадебные традиционные блюда. Кто их готовил и как?
20. Сколько дней длится свадьба? Что принято делать в первый и последующие дни?
21. Расспросите людей пожилого возраста и запишите типично ли проведение ритуала свадьбы в данном селе?
22. Подробно описать основную часть свадебного обряда прошлого - драматизированный переезд невесты из дома родителей в дом жениха, сопровождающийся обменом подарков, 'праздничным пиром и т. п.
23. Когда и у кого была первая комсомольская свадьба? Как она проводилась тогда и как теперь?
24. Написать историко-этнографический очерк: «Свадебный обряд в прошлом и теперь», оформить фотоальбом на эту же тему.
б) Что приготовить для музея
1. Историко-этнографический очерк «Свадебный обряд в прошлом и теперь».
2. Фотоальбом, фотостенд «Современная свадьба и ее особенности».
3. Фотографии предметов приданого.