Знания о природе
а) Вопросы и познавательные задания
1. Как называются первые растения, с которыми ребята знакомятся? Являются ли они съедобными (щавель, борщевник), вредными и опасными для здоровья (белена), причиняющими неприятности (крапива, репейник)? Записать их названия.
2. О каких растениях и с какого возраста узнают ребята во время хождения в лес за ягодами, грибами, орехами, пастьбы коров и другого скота?
3. О каких растениях ребята узнают в процессе игр (одуванчики, ромашки, зонтичные растения и др.)?
4. Знакомство ребят с растениями, имеющими красивые цветы во время изготовления венков, букетов цветов. Как эти растения называются?
5. Какие растения попользуются в чай и когда с ними знакомятся ребята (мята, душица, смородина)?
6. Знакомство ребят с лекарственными растениями. Их названия.
7. С раннего детства в ходе работы ребята знакомятся с многими огородными растениями. Запишите названия этих растений, которые выращивают в огороде. Укажите, с каких лет начинают ребята с ними 3'накомиться.
8. Запишите, о каких растениях ребята узнают, помогая матери, старшим сестра.м возделывать цветники.
9. Помогая родителям в саду, о каких растениях узнают ребята (яблоня, черемуха, смородина, крыжовник, малина, слива, вишня и др.) ?
10. Как, когда и с .какими насекомыми, птицами и животными знакомятся ребята (мухи, пауки, жучки, муравьи, бабочки, кузнечики, пчелы, скворцы, голуби, домашние птицы и животные)?
Метеорологические наблюдения
1. Опишите приметы, которыми пользовались раньше (и в наше время) и попытайтесь проанализировать, определить, какие из них, по вашему мнению, правильные, а какие нелепые,сомнительные и почему?
2. Выяснить, какими путями передаются метеорологические знания (приметы) из поколения в поколение.
3. Перечислить разнообразие предметов и явлений, о которых идет речь в приметах (различные животные, насекомые, солнце, небо, дым, роса и др.).
4. Имели ли место и какие метеорологические наблюдения за природой во времени: а) в течение суток (утро, день, вечер, ночь); б) в течение дней, недели, месяца.
5. На какой круг объектов распространялись эти наблюдения: а) наблюдения за небесными светилами (солнце - его восход и заход, продолжительность зари, круги вокруч солнца, луна - фазы ее, круги; звезды - их блеск и мерцание; б) наблюдения за атмосферными явлениями (цвет неба, чистота воздуха, облака - их форма, направление движения;
ветер - его сила и направление; вихри; роса, гром, молния, град; радуга, ее цвет, форма и положение); в) наблюдения за животными (поведение домашних животных, птиц, насекомых, земноводных); г) наблюдения за растениями.
6. Кто принимал участие в метеорологических наблюдениях (мужчины, женщины, старики, молодежь)?
3 Народная медицина
1- Были ли среди местного населения люди, умевшие производить несложные операции, останавливать кровь, лечить зубы, вправлять вывихи рук, нот? Записать их рассказы.
2. Могли ли в прошлом оказать помощь 'при солнечном ударе, ожоге, помочь угоревшему, утопленнику, умели ли лечить от простуды, аскарид, от чирьев, лишая, чесотки? Какими были способы лечения от этих болезнен? Как широко были распространены эти знания среди населения?
3- Какие медицинские сведения сообщались детям,, каким путем и в каком возрасте?
4. Были ли и какие суеверия, связанные с болезнями и лечением? Записать их.
5- Какие санитарно-гигиенические сведения сообщались детям и что от детей, в зависимости от возраста, требовалось в этом отношении?
6. Как требовалась От детей чистота, опрятность, как внушалась им необходимость умываться, чистить обувь, одежду? Высмеивались ли неопрятные дети и как?
7. Какие растения считались (считаются) лекарственными, ка'к и от каких болезней они использовались? Составить словарик лекарственных растений.
8. Был ли до революции в селении медицинский пункт, фельдшер, врач? Кто из местного населения имел специальное медицинское образование? А как теперь?
9. Записывая ответ на каждый вопрос, интересуйтесь народной медициной в наше время, сравнивайте с сегодняшним днем.
б) Что приготовить для музея
1. Фотоальбом, отражающий пути ознакомления детей с природой, с ее растительным и животным миром.
2. Фотоальбом, показывающий современные санитарно-гигиенические условия и развитие здравоохранения.