<< Домой    Вверх  >>

 

24 НАРОДНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 Знания о природе

а) Вопросы и познавательные задания

1. Как называются первые растения, с которыми ребята знакомятся? Являются ли они съедобными (щавель, борщевник), вредными и опасными для здоровья (белена), причиняющими неприятности (крапива, репейник)? Записать их названия.

2. О каких растениях и с какого возраста узнают ребята во время хождения в лес за ягодами, грибами, орехами, пастьбы коров и другого скота?

3. О каких растениях ребята узнают в процессе игр (оду­ванчики, ромашки, зонтичные растения и др.)?

4. Знакомство ребят с растениями, имеющими красивые цветы во время изготовления венков, букетов цветов. Как эти растения называются?

5. Какие растения попользуются в чай и когда с ними знакомятся ребята (мята, душица, смородина)?

6. Знакомство ребят с лекарственными растениями. Их названия.

7. С раннего детства в ходе работы ребята знакомятся с многими огородными растениями. Запишите названия этих растений, которые выращивают в огороде. Укажите, с каких лет начинают ребята с ними 3'накомиться.

8. Запишите, о каких растениях ребята узнают, помогая матери, старшим сестра.м возделывать цветники.

9. Помогая родителям в саду, о каких растениях узнают ребята (яблоня, черемуха, смородина, крыжовник, малина, слива, вишня и др.) ?

10. Как, когда и с .какими насекомыми, птицами и живот­ными знакомятся ребята (мухи, пауки, жучки, муравьи, ба­бочки, кузнечики, пчелы, скворцы, голуби, домашние птицы и животные)?

Метеорологические наблюдения

1. Опишите приметы, которыми пользовались раньше (и в наше время) и попытайтесь проанализировать, опреде­лить, какие из них, по вашему мнению, правильные, а какие нелепые,сомнительные и почему?

2. Выяснить, какими путями передаются метеорологиче­ские знания (приметы) из поколения в поколение.

3. Перечислить разнообразие предметов и явлений, о ко­торых идет речь в приметах (различные животные, насеко­мые, солнце, небо, дым, роса и др.).

4. Имели ли место и какие метеорологические наблюде­ния за природой во времени: а) в течение суток (утро, день, вечер, ночь); б) в течение дней, недели, месяца.

5. На какой круг объектов распространялись эти наблю­дения: а) наблюдения за небесными светилами (солнце - его восход и заход, продолжительность зари, круги вокруч солнца, луна - фазы ее, круги; звезды - их блеск и мерца­ние; б) наблюдения за атмосферными явлениями (цвет неба, чистота воздуха, облака - их форма, направление движения;

ветер - его сила и направление; вихри; роса, гром, молния, град; радуга, ее цвет, форма и положение); в) наблюдения за животными (поведение домашних животных, птиц, насе­комых, земноводных); г) наблюдения за растениями.

6. Кто принимал участие в метеорологических наблюде­ниях (мужчины, женщины, старики, молодежь)?

3 Народная медицина

1- Были ли среди местного населения люди, умевшие производить несложные операции, останавливать кровь, ле­чить зубы, вправлять вывихи рук, нот? Записать их расска­зы.

2. Могли ли в прошлом оказать помощь 'при солнечном ударе, ожоге, помочь угоревшему, утопленнику, умели ли ле­чить от простуды, аскарид, от чирьев, лишая, чесотки? Каки­ми были способы лечения от этих болезнен? Как широко бы­ли распространены эти знания среди населения?

3- Какие медицинские сведения сообщались детям,, каким путем и в каком возрасте?

4. Были ли и какие суеверия, связанные с болезнями и лечением? Записать их.

5- Какие санитарно-гигиенические сведения сообщались детям и что от детей, в зависимости от возраста, требовалось в этом отношении?

6. Как требовалась От детей чистота, опрятность, как внушалась им необходимость умываться, чистить обувь, одеж­ду? Высмеивались ли неопрятные дети и как?

7. Какие растения считались (считаются) лекарственны­ми, ка'к и от каких болезней они использовались? Составить словарик лекарственных растений.

8. Был ли до революции в селении медицинский пункт, фельдшер, врач? Кто из местного населения имел специаль­ное медицинское образование? А как теперь?

9. Записывая ответ на каждый вопрос, интересуйтесь народной медициной в наше время, сравнивайте с сегодняшним днем.

б) Что приготовить для музея

1. Фотоальбом, отражающий пути ознакомления детей с природой, с ее растительным и животным миром.

2. Фотоальбом, показывающий современные санитарно-гигиенические условия и развитие здравоохранения.

<< Домой    Вверх  >>

Хостинг от uCoz