<< Домой    Вверх  >>

 

 3 ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ

а) Вопросы и познавательные задания:

1. Что знают люди старшего возраста о происхождении своей народности (народа)? Не сохранилось ли письменных, документальных материалов или устных преданий по этому вопросу?                  .           .

2. Являются ли жители данной местности коренными ее обитателями или переселенцами? Не помнят ли пожилые люди о народности, которая, может быть, предшествовала современному населению.

3. В «каком году и кем было основано, селение? Если имеется- указать: печатные, рукописные и другие источники сведений о.начальной истории поселения.

4. Записать, кто по имени, национальности, полу, возра­сту, социальному положению явился основателем селения, откуда пришел, как устраивался на новом месте, не приходи­лось ли выдерживать с кем-либо борьбы и какой? Запишите сохранившиеся среди населения предания о начальной истории поселения?

5. Поинтересуйтесь у людей старшего возраста, нет ли -следов древних сооружений, где они были, кому принадле­жали, из какого они материала, их план и внешний вид, к какому времени и к какой народности сооружения отно­сятся местным населением и учеными? Не сохранились ли ста­ринные предметы домашнего обихода, принесенные первыми или последующими переселенцами?

6. Всегда ли селение  находилось на данном месте? Если оно переносилась, то выяснить причину (наводнение, оползни, пожары) и указать старое место.

7. Указать, какие происходили изменения , в границах конкретно изучаемого поселения и выяснить причины.

8. Собрать сведения о времени и об обстоятельствах со­оружения старинных зданий, которые помогут проследить историю селения.                            

9. Собрать рассказы о стихийных бедствиях (наводнениях, пожарах, неурожаях, эпидемиях), когда они были, какие причины и последствия каждого из них?

10. Нет ли в данной местности краеведов, собирающих материалы по истории народности, населенного пункта, об отдельных событиях?                     

11. Поинтересуйтесь, не существует ли печатной литера­туры по истории селения (книг, брошюр, карт, статей), в ка­ких сборниках, журналах, газетах можно прочитать, имеются ли материалы эти в библиотеке и в какой или у кого из ча­стных лиц? По возможности составить библиографию лите­ратуры по истории селения.                        

12. Узнайте, какие материалы по истории селения имеются -в местных архивах (областном, городском, районном, в те­кущем архиве сельского Совета

. 13. Имеются ли у частных лиц рукописи, архивные материалы и музейные коллекции по истории селения и кому они принадлежат? Как ими можно пользоваться? Сделать описание (частично фото) личных архивов и коллекций. Сообщить о них в местный музай. Нет ли в селении или дру­гих местах (и каких) лиц, хорошо знающих местный край, селение, можно ли и как воспользоваться их услугами в деле ознакомления с историей селения и его окрестностями?

14. В какой литературе и какие местные события описа­ны, как периодически печать освещала историю, экономику, жизнь, быт и другие вопросы народности, населенного пункта?

15. Не сохранились ли на кладбище или в другом месте старинные памятники, кому и за что они поставлены, какое

содержание надписей на них?

16. Собрать рассказы об интересных людях прошлого:

учителях, врачах, умельцах, художниках, писателях и др.

17. Записать, если сохранились, рассказы о крепостном праве, о положении крестьян при нем.

18. Поинтересоваться, какое прежде существовало адми­нистративное деление, какие были учреждения, кто их воз­главлял?

19. Составить список фамилии, которые чаще всего встре­чаются' в селении (у народности) и поинтересоваться их происхождением.

20. Сфотографировать, зарисовать все сохранившиеся памятники, раскрывающие историческое прошлое народно­сти (селения).

 

б) Что приготовить для музея:

1. Графический материал: старинные карты местности, планы селения в разные исторические периоды, планы селе-

расспросите местное население об истории промысла, его экономических связях в прошлом (куда возили продавать изде­лия), о социальной дифференциации в промысле (были ли скуп­щики, наемные рабочие, о системе обучения, условиях труда.

соберите старинные изделия народно-прикладного искусства (вышивки, кружева, резьбу по дереву, по кости и т. д.) и изделия современных художественных промыслов;

соберите материал и о кустарях, работающих в одиночку или семейным коллективом (как, например, в с. Полхов-Майдане Горьковской области).

Встретив на местных базарах мастеров, продающих деревян­ную или глиняную игрушку, утварь и т. п., постарайтесь позна­комиться с умельцами и сфотографировать их за работой, их инструмент и мастерскую, записать их биографии и главное выяс­нить: где они приобрели навыки художественного творчества, что сохраняют от прошлого и что вносят «от себя» в свою работу и обучают ли кого-нибудь и как обучают своему мастерству.

Для музея: оформите выставку собранных изделий; покажите процесс их изготовления по операциям; откройте выставку портре­тов мастеров с их биографиями и показом их за работой; сделайте карту, показывающую, куда продаются изделия про­мысла.

<< Домой    Вверх  >>

Хостинг от uCoz