Устно-поэтическое творчество народов - сокровищница народной мудрости, хранилище этических норм народов. В настоящее время многие из жанров фольклора не бытуют, оставаясь достоянием нашего культурного наследия (например, былины), но некоторые жанры развиваются (например, частушки), а другие возрождаются (например, хороводные песни).
Изучая фольклор, следует не только искать его хранителей, как одиночек-информаторов, но и ознакомиться с местными фольклорными ансамблями. Однако надо, подготовившись до выезда в экспедицию по теме, отнестись научно-критически к репертуару этих ансамблей, а также к костюмам, в которых они выступают, сверяя наблюдения с местными художественными традициями как в области фольклора, в том числе музыкального, так и в области народного костюма.
Желательно помимо записей текстов и наблюдений вести параллельно магнитофонные записи как индивидуального исполнения, так и лучших произведений, исполняемых фольклорными ансамблями.
Обратите внимание на «былички» - рассказы о тех или иных бывших. или якобы бывших случаях из жизни жителей этого селения или соседних сел или бывших «где-то», «когда-то». Зафиксируйте их.
Задание школьникам
Выясните, какие песни поют люди разных поколений (пожилые, молодые, дети). Запишите их репертуар. Укажите, когда, где (в праздники, будние дни, дома, на «улице», на свадьбе) и какие песни поют;
Записывайте песни, частушки, сказки, легенды, пословицы» поговорки, сказы-причеты (желательно не только в тетради, но и на магнитофонную ленту);
узнайте и запишите предания о том, когда и как образовалось данное селение и как объясняют местные жители происхождение его названия. Выявите предания об окружающих селениях, горах, реках, озерах, старинных зданиях и т. п.;