<< Домой    Вверх  >>

 

5. СБОР МАТЕРИАЛА О СТАРИННЫХ ОРУДИЯХ ТРУДА

Изучение старинных орудий труда, особенно касающихся земледелия, задача первостепенной важности. Выявленные за последние десятилетия отрицательные явления в сельскохозяйст­венном производстве, связанные с употреблением на полях тяже­лых машин, утрамбовывающих почву и лишающих ее плодородия, или плугов, перевертывающих верхний слой без меры, особенно обострило интерес к традиционным орудиям труда. Записи воспоминаний о бытовавших ранее орудиях дадут детям предста­вление о трудолюбии земледельцев - их дедов и прадедов, заставят иначе смотреть на народные традиционные знания - народную мудрость, откроют важную грань взаимодействия человека с природой.

Задание школьникам

Выявите сельскохозяйственные орудия, сохранившиеся в селе:

сохи, бороны, вилы, лопаты для веяния зерна и другие орудия традиционного сельскохозяйственного производства. Для чего каждое из них предназначалось? Опишите процесс создания сельскохозяйственных орудий, указав, из каких пород дерева или из какого металла изготовлялись те или иные детали. Расспросите представителей старшего поколения, как они объясняют наличие именно этих типов орудий в их селе, почему им отдают предпочте­ние (какие качества данного орудия позволяли лучше обраба­тывать почвы данного рельефа, отвечали особенностям пахотных земель) и т. п.;

разыщите орудия по обработке льна, конопли, шерсти, других волокнистых веществ (прялки, веретена, гребни, щетки, ступы, мялки, трепала, ткацкие и ковровые станы, орудия по перемотке ниток и т. п.);

выявите орудия по обработке овчин и кожи, орудия гончарного производства (ручной и ножной гончарный круг), обработке металлов и дерева (оборудование кузницы, плотницкой мастер­ской, инструмент кузнеца, плотника, пильщика, столяра). Сфотографируйте или зарисуйте изучаемые орудия. Запишите их размеры и местные названия. Выясните, кто изготовлял эти орудия (если возможно, запишите биографии мастеров). Запишите весь процесс обработки шерсти, льна, глины и пр. Перечислите современные орудия производства.

Для музея: можно сделать модели орудий труда, выставку их фотографий и портретов мастеров, их изготовлявших. Если позволят размеры музея, можно в нем выставить подлинные вещи-орудия труда и инструменты.

Все записи наблюдений, бесед и пр. должны быть оформлены по следующей схеме:

Школа, СЮТур, организовавшие экспедицию, период работы

№ карточки

Участник экспедиции

Руководитель экспедиции

 

Народ (национальность.)

Сведения об информаторе

ф.. и.. о.. возраст, занятие

Место и время сбора

 

Средства передвижения

Русские

Иванов Михаил Сергеевич, 1900 I р., колхозник-пенсио­нер

РСФСР,     Вологодская обл., Устюженский р, с. Перя, 1976

 

 

Далее следует описание (к примеру, изготовление лодки) по рассказу М. С. Иванова.

 

<< Домой    Вверх  >>

Хостинг от uCoz