1. Местное название предмета и его частей.
2. Назначение предмета. Его утилитарная и символическая функции.
3. Материал, использованный при изготовлении предмета и отдельных его деталей.
4. Технология производства с указанием инструментов.
5. Экономическая основа производства: домашнее изготовление, ремесленное, фабрично-заводское.
6. Время изготовления предмета.
7. Район бытования предмета. Степень его распространенности.
8. Место приобретения предмета.
9. Фамилия, имя„ отчество владельца, его точный адрес.
используются для сооружения отдельных частей дома: крыши, стен, фундамента, крылец, балкона, пола,
Земледелие
1. Зерновые, овощные, технические культуры, характерные для хозяйства в прошлом и теперь.
2. Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Определение их с помощью народного опыта, примет и т. п.
3. Орудия обработки земли, сева, уборки урожая. Указать их местные названия. Провести их фотосъемку. Используются ли традиционные орудия в настоящее время, кем?
4. Распределение обязанностей в цикле сельскохозяйственных работ по полу и возрасту. Работы, исполнявшиеся женщинами, мужчинами, детьми, стариками, старухами.
5. Описание обрядов и 'праздников, связанных с сельскохозяйственными работами.
Животноводство
1. Виды скота, разводимого в деревнях, прежде и теперь. Запреты на разведение тех или иных домашних животных.
2. Содержание скота: стойловое, отгонное.
3. Выпас скота: с пастухом, без пастуха. Как проводился наем пастуха и его оплата. Имелись ли подпаски. Отношение к пастуху деревенских жителей.
4. Распределение обязанностей в семье при уходе за скотом по полу и возрасту: работа женщин, мужчин, детей, стариков, старух.
5. Заготовка кормов для скота: сроки заготовки, способы их определения, орудия, использовавшиеся прежде и теперь для заготовки кормов. Распределение обязанностей в семье при заготовке кормов по полу и возрасту: работа женщин, мужчин, детей, стариков, старух.
6. Обряды и праздники,, связанные со скотоводством. Дни, .к которым они приурочены, их описание.
Рыболовство
1. Роль рыболовства в хозяйственной жизни людей: основное занятие, подсобное занятие, любительское.
2. Участники рыбной ловли. Распределение обязанностей между мужчинами, женщинами, детьми, стариками, старухами.
3. Сезоны рыбной ловли. Породы промысловых рыб.
4. Орудия лова: а) колющие: остроги, б) крючковые: удочки, терлицы, ярусы и т. п., в) сетные: ставные сети, плавные сети, неводы и т. п., г) ловушки: морды, мережи, вентери и т. д. Дать описание орудия, материала, из которого они изготавливаются, сделать фотографии или рисунки. Описать способы лова рыбы с помощью этих орудий.
5. Обряды и праздники, связанные с рыболовством.
Охота
1. Место охоты в хозяйственной жизни людей: промысловое занятие, любительское дело и т. п.
'2. Охотничьи угодья, распределение их между семьями охотников.
3. Охотничьи избушки: их назначение. Описание их внешнего облика, интерьера, кому принадлежали. Правила поведения охотников в избушках.
4. Объекты охоты. Животные и птицы, охота на которых запрещена.
5. Одежда охотника и его снаряжение: охотничий пояс, ягдташ, приспособления для растягивания шкурок пушных животных и т. п.
6. Описать способы охоты на различных животных. Охота с собаками. Дрессировка собак.
7. Орудия охоты: ружья, самострелы, кастканы, ловушки, силки и т. п. Дать их описание, сделать чертеж или рисунок, записать, как они работают.
8. Обряды, приметы, суеверия, связанные с охотой.
Пчеловодство
1. Место пчеловодства в хозяйственной жизни людей: промысловое занятие, любительское.
2. Кто занимается пчеловодством: мужчины, женщины, старики, старухи.
В дополнение к ранее изданным «Вопросам и заданиям по краеведению» Центральная детская экскурсионно-туристская станция МП РСФСР направляет следующие методические рекомендации. Издание предпринято по предложению местных ДЭТС. Предлагаемые материалы могут быть использованы в организации и проведении краеведческой поисково-исследовательской работы со школьниками.