<< Домой    Вверх  >>

 

6 АНКЕТА ДЛЯ СБОРА СВЕДЕНИИ О ПРИОБРЕТАЕМЫХ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЕДИЦИИ ЭКСПОНАТАХ (ПАСПОРТ ВЕЩИ)

1. Местное название предмета и его частей.

2. Назначение предмета. Его утилитарная и символическая функции.

3. Материал, использованный при изготовлении предмета и отдельных его деталей.

4. Технология производства с указанием инструментов.

5. Экономическая основа производства: домашнее изготовле­ние, ремесленное, фабрично-заводское.

6. Время изготовления предмета.

7. Район бытования предмета. Степень его распространен­ности.

8. Место приобретения предмета.

9. Фамилия, имя„ отчество владельца, его точный адрес.

используются для сооружения отдель­ных частей дома: крыши, стен, фундамента, крылец, балкона, по­ла,

Земледелие

1. Зерновые, овощные, технические культуры, характерные для хозяйства в прошлом и теперь.

2. Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Определе­ние их с помощью народного опыта, примет и т. п.

3. Орудия обработки земли, сева, уборки урожая. Указать их местные названия. Провести их фотосъемку. Используются ли традиционные орудия в настоящее время, кем?

4. Распределение обязанностей в цикле сельскохозяйственных работ по полу и возрасту. Работы, исполнявшиеся женщинами, мужчинами, детьми, стариками, старухами.

5. Описание обрядов и 'праздников, связанных с сельскохо­зяйственными работами.

Животноводство

1. Виды скота, разводимого в деревнях, прежде и теперь. Запреты на разведение тех или иных домашних животных.

2. Содержание скота: стойловое, отгонное.

3. Выпас скота: с пастухом, без пастуха. Как проводился на­ем пастуха и его оплата. Имелись ли подпаски. Отношение к пастуху деревенских жителей.

4. Распределение обязанностей в семье при уходе за скотом по полу и возрасту: работа женщин, мужчин, детей, стариков, старух.

5. Заготовка кормов для скота: сроки заготовки, способы их определения, орудия, использовавшиеся прежде и теперь для за­готовки кормов. Распределение обязанностей в семье при заготов­ке кормов по полу и возрасту: работа женщин, мужчин, детей, стариков, старух.

6. Обряды и праздники,, связанные со скотоводством. Дни, .к которым они приурочены, их описание.

Рыболовство

1. Роль рыболовства в хозяйственной жизни людей: основное занятие, подсобное занятие, любительское.

2. Участники рыбной ловли. Распределение обязанностей между мужчинами, женщинами, детьми, стариками, старухами.

3. Сезоны рыбной ловли. Породы промысловых рыб.

4. Орудия лова: а) колющие: остроги, б) крючковые: удочки, терлицы, ярусы и т. п., в) сетные: ставные сети, плавные сети, неводы и т. п., г) ловушки: морды, мережи, вентери и т. д. Дать описание орудия, материала, из которого они изготавливаются, сделать фотографии или рисунки. Описать способы лова рыбы с помощью этих орудий.

5. Обряды и праздники, связанные с рыболовством.

Охота

1. Место охоты в хозяйственной жизни людей: промысловое занятие, любительское дело и т. п.

'2. Охотничьи угодья, распределение их между семьями охот­ников.

3. Охотничьи избушки: их назначение. Описание их внешнего облика, интерьера, кому принадлежали. Правила поведения охот­ников в избушках.

4. Объекты охоты. Животные и птицы, охота на которых за­прещена.

5. Одежда охотника и его снаряжение: охотничий пояс, ягд­таш, приспособления для растягивания шкурок пушных живот­ных и т. п.

6. Описать способы охоты на различных животных. Охота с собаками. Дрессировка собак.

7. Орудия охоты: ружья, самострелы, кастканы, ловушки, силки и т. п. Дать их описание, сделать чертеж или рисунок, за­писать, как они работают.

8. Обряды, приметы, суеверия, связанные с охотой.

Пчеловодство

1. Место пчеловодства в хозяйственной жизни людей: про­мысловое занятие, любительское.

2. Кто занимается пчеловодством: мужчины, женщины, ста­рики, старухи.

В дополнение к ранее изданным «Вопросам и заданиям по краеведению» Центральная детская экскурсионно-туристская станция МП РСФСР направляет следующие методиче­ские рекомендации. Издание предпринято по предложению местных ДЭТС. Предлагаемые материалы могут быть исполь­зованы в организации и проведении краеведческой поисково-исследовательской работы со школьниками.

<< Домой    Вверх  >>

Хостинг от uCoz