МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
а) Вопросы и познавательные задания.
1. Как оформлен
въезд в селение? Велик ли населенный пункт (число
дворов и жителей по переписи
2. Имеются ли старый и новый планы населенного пункта, кем о.ни разрабатывались? Снять копии всех планов.
3. Описать современную планировку селения. Определить тип селения: линейный (одна улица и дома в два ряда), рядовые поселения (дома в один ряд и фасадом обращены к реке, озеру, дороге); поселение с квартальной планировкой.
4. Определить, как расположены улицы по отношению к сторонам света, господствующему ветру, по отношению к речке, озеру, дороге, другим 'водоемам, к железной, шоссейной, грунто'вой дорогам? Сколько в селении улиц, как они расположены друг к другу (лучеобразно, кругообразно, в беспорядке и др.).
5. Перечислить названия улиц, объяснить, почему они так называются. Если улицы не 'имеют названия, то пронумеровать их условно и каждую в отдельности описать, указав длину, ширину, количество домов, площадей, переулков, какой характер носит линия улицы (прямая, кривая, коленчатая), указав, какие на ней расположены общественные здания, мосты, пруды, другие водоемы.
6- Приблизительно определить общую площадь, занимаемую населенным пунктом (в гектарах, квадратных километрах).
7. Определить самую старую часть селения. Чем она отличается от остальной части?
8. Имеется л'и в селении центр, чем он характеризуется (наличие магазинов, учреждений)? Не переносился ли центр в другое место, если да, то почему?
9. Описать наиболее красивые старинные и современные 3
постройки (время постройки, материал, назначение, использование, архитектурные особенности и т. д.).
10. Какие имеются памятники? Бели в память умерших, то, когда и 'кем они воздвигнуты и в честь кого? Из какого материала построены и в каком состоянии они находятся?
11. Составить таблицу с указанием сколько на жилых зданиях селения железных, тесовых, дранчатых, соломенных, черепичных, шиферных крыш и сделать выводы: это традиционные или исходя 'из климатических условий, наличия стройматериалов.
12. Аналогичную таблицу составить и в отношении всех хозяйственных построек.
13. Имеются ли в селении тротуары, какие, когда они появились, их состояние, перспективы строительства?
14. Состояние дорог. Какие перспективы по благоустройству проезжей части улиц? Имеются ли мосты, их состояние.
15. Освещаются ли улицы, все ли они освещены, с какого времени существует освещение, его стоимость. Откуда поступает электроэнергия?
16. Какие деревья, кем и когда высажены на улицах селения? Породы деревьев, их возраст, состояние. Не проводятся ли воскресники по благоустройству: посадка деревьев, цветов, уборка улиц. Кто ухаживает за деревьями, цветниками? Есть ли у населения частные сады, палисадники, их размеры, породы деревьев, кустарников, наличие цветов (каких)? Созданы ли общественные сады, парки, скверы, стадионы, когда и кем они созданы, их состояние, благоустройство. Как население ими пользуется?
17. Водоснабжение в селе. Колодцы, их типы (с воротом, с журавлем, артезианский), материал, из которого они построены (дерево, цемент) ? Наличие колонок, сколько их? Наличие водопровода, когда вступил в строй, сколько километров? Берется ли вода для питья из реки, других водоемов? Имеются ли искусственные пруды, их назначение (противопожарное, декоративное, для водоплавающей птицы)? Санитарное состояние колодцев и других водоемов. Надзор за ними. Перспективы развития водопровода.
18. Имеются ли канализация, паровое отопление, газ? Какие перспективы развития?
19. Есть ли в селении дома со всеми коммунальными удобствами, сколько их, когда их начали строить, какие перспективы их строительства?
20. Созданы ли для населения места отдыха и прогулок, дачи и дома отдыха, как они охраняются, благоустраиваются
и широко ли используются жителями?
21. Имеется ли план благоустройства населенного пункта
и как он выполняется? Что нужно сделать, чтобы благоустроить селение? Ваши пожелания в этом отношении.
22. На основании данных подворного обследования и переписи населения определить число жителей в селении, общую жилую площадь и сколько в среднем квадратных метров приходится на одного жителя.
23- Имело ли место укрупнение населенного пункта, какие
деревни, куда переселились, с какими слились, когда и почему? Как влияет разбросанность населенных пунктов колхоза, совхоза на развитие хозяйства, культурной жизни тружеников
села, их быт?
24. Противопожарная охрана в селении: наличие противопожарного инвентаря (перечислить какой), вышек, машин, пожарной дружины. Распределены ли обязанности среди населения по охране от пожара, какая проводится работа с населением, кто ответственный?
б) Что приготовить для музея
1. План населенного пункта, обозначив общественные здания: Дом культуры, школу, детсад, почту, магазин, столовую, библиотеку, правление колхоза (контору совхоза), баню,
дом бытового обслуживания и другие.
2. Фотографии всех общественных зданий: культурно-просветительных, административных и хозяйственно-бытовых;
фотографии различных улиц, домов, центра населенного пункта.
'3. Генеральный план застройки или перестройки селения.
4. План-карта населенного пункта, на котором условными знаками обозначить: линии электропередач, связи, водопровода, канализации, газопровода, радиофикации, ^ улучшенных дорог.
5. Фотографии, отражающие различные виды работ по
благоустройству населенного пункта: посадка деревьев, цветов, асфальтирование, уборка улиц, тротуаров, проведение
водопровода, установка телевизионных антенн и др.
6. Макеты, фотографии, рисунки различных предметов благоустройства: мосты, переправы, уличные фонари освещения, водоколонки, колодцы и др.
7. План благоустройства села, отдельных улиц..