Педагогическое
и методическое обеспечение
реализации
образовательных программ
(из
главы РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ)
Набор подпрограмм и проектов
определяется рекреационными
возможностями региона, планирование
каждой начинается с постановки цели, задач.
В
образовательном пространстве
составляется образовательная цепочка с
1 по 11 класс- набор обязательных и по выбору
форм ТКД
для каждой параллели.
Большинство из
них- комплексные,
охватывают одновременно несколько
подпрограмм. Школьники,
переходя из класса в
класс, как
бы "шагают"
по "ступенькам".
Преемственность, непрерывность,
развитие- принципы их построения.
Подпрограммы интегрированы по содержанию с программами учебных групп туризма, краеведения, ориентирования, со школьными программами по физической культуре, ОБЖ, географии, начальных классов, истории и т.д. (в основном, по выполнению практической, краеведческой части). Основная организационная форма- ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИГРА, УРОК-ЭКСКУРСИЯ, УРОК-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ, УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ, УРОК-ПОХОД в ходе Дней здоровья. Количество участников в один день- до тысячи, зимой до 200 человек. В начальных классах мероприятия проводятся по параллелям (500чел.), зимой в несколько дней. С 5 по 11 класс планирование такое же, есть и 2-й вариант: одна школа в один день ( до тысячи чел.), что очень привлекательно для администрации школ, но значительно тяжелее для организаторов. Место проведения- город, парк, лес- выезд на "электричке" или "челночно" на автобусе. В конечном итоге каждый из 5000 учащихся не менее 2-х раз в году становится участником таких Дней здоровья, рекомендуемых санитарно-гигиеническими нормативами. Это организационная сторона "массовки"- 1-го уровня деятельности, когда знания, умения, навыки (ЗУНы) ТКД даются всем учащимся, реализуется принцип социальной справедливости: туризм может и должен быть достоянием всех. Иллюстрацией служит диаграмма "Уровень образования- количество участников ТКД" на рисунке.
|
|
Перед
многими учреждениями
дополнительного образования
встали проблемы: как
существовать, чем
заниматься в условиях почти
полного отсутствия
финансирования, слабой
помощи родителей?
Включение кружковцев в
допрофессиональную деятельность по
реализацию Программы
является одним из
путей выхода из надвигающегося кризиса,
воспитания будущих педагогов,
работников сферы туризма,
специалистов различных
профилей. Эта
категория детей
и привлекаемый
актив на
диаграмме находятся на II
уровне (около
500 чел.).
Здесь решаются
задачи интеллектуального
характера, профессионального
самоопределения, самореализации,
исследовательской деятельности.
Текущие
затраты на
деятельность 1-го уровня минимальные:
бензин для автомашины и
бумага для
принтера, карты;
за счет
родителей- питание (сухой
паек), расходы на
проезд (никаких стартовых взносов и др.).
Деятельность
2-го уровня организуется в течение учебного
года, в основном,
за счет
внебюджетных источников,
в каникулы-
средств соцстраха. Дополнительно
на походы,
поездки кружковцы
зарабатывают своими
силами: водники-
в летнем
водном лагере,
экскурсоводы, пешеходники,
ориентировщики- участием в программе
"Ростов туристский" с дополнительным
контингентом из других городов.
Среди
условий реализации
Программы ТКД на 1-м месте стоит вопрос
безопасности- медицинское
обслуживание (школьные
врачи, групповые
медаптечки), дежурный
автотранспорт, связь,
режимы нагрузок, полный инструктаж,
соблюдение его требований.
Программа
ТКД ежегодно запускается
Планом-договором школ,
СЮТур, ДЮСШ, педколледжа,
музея. Координация
деятельности осуществляется
через Совет
по физическому
воспитанию, научно-методический
Совет движения "Отечество".
Каждое учреждение
занимает свою
"нишу", интегрируется в
получившуюся вариативную систему
образования.
Для успешной работы СЮТур развиваются
дополнительно следующие направления
работы:
1.
Организационно-методическая
работа, подготовка кадров,
экспериментальная работа- реализация
основной и дополнительной программ,
разработка и внедрение Планов, Программ,
Проектов, Положений, пособий и др.
документации:
·
Деятельность
согласно ежегодным Планам работы.
·
Организация
работы методсовета- с 2000 года
·
Организация
работы детского краеведческого Совета- с 2000
года
·
Продолжить
работу экспериментальных площадок (обновление
содержания деятельности)- ежегодно
·
Разработка
и ведение исследований по
удовлетворенности спроса детей и родителей
на дополнительные образовательные
программы и услуги-2006-
·
. Создание
информационного банка дополнительных
образовательных программ и услуг,
реализуемых СЮТур- с 2000 года
·
Проведение
областных межведомственных смотров,
конкурсов, фестивалей,
соревнований по различным направлениям
детской творческой деятельности -2015-
·
Создание
программы рекламы и информирования о
деятельности СЮТур через СМИ РМО (в том
числе: создание рекламного
отдела в детском и взрослом Совете
краеведов)- с 2006 года
· Приведение содержания деятельности СЮТур в соответствие с социальным заказом – ежегодно
·
Создание
инновационных дополнительных
образовательных программ, обеспечивающих
обучение, воспитание и развитие детей;
создание классификации программ. Работа
областных экспериментальных площадок на
базе СЮТур- 2015-2020 год.
·
Организация
муниципальных научно-исследовательских
конференций детей (очных, заочных,
телекоммуникационных) - 2015-2020 год.
·
. Обеспечения
участия детей и педагогов в федеральных и международных
программах и проектах- 2015-2020 год.
2. Создание материальной базы, реализации Проектов- основы административно-хозяйственной работы. Структура управления:
·
Открыть
ставку «Педагог- организатор» методотдела по краеведческой работе- 2015
год
·
Открыть
ставку «Педагог- организатор» орготдела по спортивно-туристской
работе- 2016год
·
Организовать
работу летних профильных лагерей-2015-2020 год